Минеральные удобрения( селитра, карбамид...)

13 июня 2011 г.

Удар по гривне


“Я не буду продавать свой завод. Наши позиции поколебать сложно — мы сейчас обеспечиваем 60% потребности рынка в селитре, и наши контр-агенты вряд ли поменяют поставщика”, — заявлял в октябре прошлого года в беседе с Фокусом президент группы компаний DСH Александр Ярославский. “С чего бы мне продавать завод? Это только слухи”, — за несколько месяцев до этого говорил владелец горловского завода “Стирол” Николай Янковский. И наконец, в мае 2010-го совладелец и президент IBE Trade Corporation Алекс Ровт заявил в интервью прессе, что готовит план реконструкции и развития ЗАО “Северодонецкое объединение “Азот” и продавать его не собирается. Однако не прошло и года, как все трое владельцев украинских химических заводов продали свои предприятия Дмитрию Фирташу, ранее уже владевшему ОАО “Ровноазот”.

Причина стремительной перемены настроения сразу у трёх бизнесменов не является секретом — это растущая цена газа. Если ещё в III квартале 2009 года она составляла $198 за 1 тыс. куб. м, то к концу этого года в “Газпроме” обещают уже $400. Для химической отрасли, где газ является основным сырьём, такая цена убийственна. Тем более что химзаводы и так в последние годы работали в убыток. Поэтому Фирташу удалось за такой короткий срок склонить владельцев самых крупных украинских химических активов к продаже.

Тем не менее перспективы у химической отрасли самые радужные: растущий мировой спрос на продовольствие означает хорошие продажи и для азотных удобрений — главного козыря отечественного химпрома. Да и с газом проблема хоть и временно, но решена. Благодаря хорошим связям в газовых кругах России и Средней Азии Фирташ имеет возможность покупать газ не через НАК “Нафтогаз”, а напрямую. Бизнесмен рассказал Фокусу, что сейчас у него есть годовой контракт, обеспечивающий все заводы газом по фиксированной цене. Цену Фирташ не называет, однако эксперты предполагают, что речь идёт примерно о $250—280 за тыс. куб. м.

Договорённость Фирташа о более низких ценах снижает риск для украинской экономики, поскольку стабильность национальной валюты сильно зависит от объёмов валютной выручки, которую дают Украине химзаводы.

Удар по гривне

Вместе с металлургами химики всегда были одними из основных поставщиков валюты в страну. До кризиса благодаря относительно невысокой цене газа на внутреннем рынке и высоким ценам на удобрения на мировых рынках украинские химические предприятия работали успешно — например, чистая прибыль черкасского “Азота” в 2008 году достигла 694,3 млн. грн., а “Стирола” — 591 млн. грн.

По данным НБУ, доля химпредприятий в украинском экспорте составляла около 10%. Одни лишь азотные удобрения в рекордном докризисном 2008 году принесли стране около $2 млрд. (при $5 млрд. поступлений от химии в целом). Когда цены и спрос на мировых рынках стали падать, а цена газа многократно выросла, производство на химических заводах только за первое полугодие 2009 года сократилось на треть. Соответственно, уменьшился приток валюты, и гривна не устояла.

Усугубило ситуацию и то, что в основном химические предприятия работают по спотовым (краткосрочным) контрактам. Для производителей это гораздо выгоднее, поскольку помогает быстро корректировать цену продукции в зависимости от спроса, а также оперативно менять её на внутреннем рынке, ориентируясь на колебания внешнего. По словам руководителя департамента ГП “Госвнешинформ” Дмитрия Гордейчука, другие мировые производители удобрений работают по иной схеме — например, на Ближнем Востоке заводы предпочитают долгосрочные контракты, а в США — контракты всего на месяц. Однако украинские предприятия, с 2006 года получающие газ по быстро меняющимся ценам, на таких условиях работать не хотели и вряд ли поменяют свою позицию даже после появления постоянного источника газа. Стабильности химической отрасли может добавить лишь существенное сокращение расхода газа за счёт модернизации оборудования и диверсификации производства.

От простого к сложному

“Ровноазот” потребляет газ меньше других украинских заводов — на производство тонны аммиака там уходит 750 куб. метров. Самые неэкономные — Северодонецкий “Азот” и “Стирол”. Но рано или поздно все предприятия холдинга должны выйти на единый минимальный стандарт. Модернизация будет недешёвой — только на переоснащение “Стирола” Дмитрий Фирташ готов потратить около $300 млн.

Диверсификация производства предполагает запуск новых, более сложных продуктов. В частности, увеличение производства сырья для пластмасс. “Мы должны от крупнотоннажного производства минеральных удобрений перейти к мелкотоннажному, более сложной химии”, — уверен г-н Фирташ.

По подобному пути пошли многие мировые производители азотных удобрений. Например, российский “Куйбышевазот”, норвежская Yara и немецкий BASF. “Такое производство меньше зависит от цены газа, поэтому становится легче отстраивать работу предприятий”, — считает аналитик Dragon Capital Тамара Левченко.

Однако и усилий для продвижения такой продукции нужно прикладывать больше. “Всё не так просто: кроме денег, вопрос в кадровой политике, в оборудовании. Кроме того, надо научиться правильно позиционировать себя на рынке, чем пока украинские заводы особо не занимались”, — отмечает Дмитрий Гордейчук. С ним согласен бывший владелец “Стирола” Николай Янковский, на заводе которого выпускалась в том числе и сложная химия. “Это очень конкурентный рынок, на который не так легко попасть. И нам приходилось постоянно отстаивать свои позиции”, — вспоминает он. Однако при этом Янковский уверен, что украинскому химпрому это будет под силу: “Есть титан, фосфор, титановые белила и другие химические продукты — все основания для выпуска сложной химии. Тем более что кроме внешних рынков есть внутренний, который украинские производители обеспечивают только на 10—20%”.
http://www.ukrrudprom.ua

0 коммент.:

Отправить комментарий

Ст.менеджер продаж Александр Тополь 095-247-19-96 , 067-9026801 - удобрения, СЗР, семена