Минеральные удобрения( селитра, карбамид...)

26 ноября 2012 г.

Скелеты в шкафу Фирташа


Попытки химического короля стать нефтяным принцем в 2012 году окончились неудачей. Зато удалось практически закончить построение газораспределительной империи.
В уходящем году группа компаний Дмитрия Фирташа была вынуждена сбавить лихорадочные темпы наращивания активов, взятые в 2011 м, — тогда активы группы Ostchem выросли на 540%, в основном по причине завершения покупки большинства химических комбинатов по производству азотных удобрений. Удержать лихорадочный темп роста в этом году инвестор мог бы благодаря выходу на рынок переработки нефти.

Но анонсированная Фирташем весной покупка Херсонского НПЗ не состоялась, не принесли пока никакого результата и заявления о покупке Лисичанского НПЗ.
Рост интереса к НПЗ инвестор объяснял необходимостью возобновления производства полипропилена на северодонецком "Азоте". Но объявленному весной этого года намерению группы Ostchem вложить до $2,5 млрд. инвестиций в развитие нефтехимического производства на этом "Азоте" и в горловский "Стирол" препятствовало отсутствие в структуре группы НПЗ. В предыдущие годы эти химзаводы приобретали базовые химикаты (этилен и бензол) на расположенном недалеко от них Лисичанском НПЗ. Владеющая этим заводом ТНКВР в начале 2012 года заявила о намерении свернуть этиленовое производство и срезать на Лисичанском НПЗ установку по выпуску полиэтилена для перевозки ее на российский рязанский завод. Вполне возможно, что после поглощения ТНКВР "Роснефтью" эти планы поменяются, и, если Лисичанский НПЗ возобновит производство базовых нефтехимикатов, Ostchem в 2013 году обретет нового партнера для развития "Стирола" и северодонецкого "Азота". Пока этого не произошло, холдинг Дмитрия Фирташа будет вынужден попридержать почти все свои претензии к достаточно узкому рынку нефтехимии — существенную конкуренцию на этом рынке группе Ostchem составляет лишь калушский "Карпатнефтехим" российской компании "Лукойл", который выпускает поливинилхлорид и полиэтилен низкого давления.
В таких условиях группа Фирташа должна сосредоточиться на своих традиционных отраслях, где конкуренция значительно ниже, — это добыча, химия и металлургия титана, а также управление региональными газораспределительными сетями (облгазами) и концессия ТЭЦ и связанных с ними коммунальных теплосетей (теплокоммунэнерго). Рынок аренды и концессии теплосетей, как и покупки ТЭЦ в Украине, пребывает в стадии роста, и вполне возможно, что группа компаний Фирташа найдет здесь для себя место. Рост этого рынка в Украине во многом обусловлен тотальным списанием долгов, которое началось в 2009–2011 годы. Опасаясь утраты политического контроля над регионами, власти в этот период показали готовность списывать за счет бюджета миллиардные долги местных теплокоммунэнерго за поставки природного газа. Вполне возможно, что после парламентских выборов 2012 года этот страх станет еще большим и начатая в 2009 году кампания списания долгов только ускорит обороты. Аренда или концессия тепловой энергетики в таких условиях становится весьма эффектным и прибыльным занятием.
На этом рынке группа компаний Фирташа пока ограничились двумя сделками — покупкой за 339 млн. грн. 94% акций Харьковской ТЭЦ–5 и концессией харьковской ТЭЦ «Эсхар». Последняя ушла в руки близкой к группе Фирташа компании «ДВ Нефтегазодобывающая компания». В 2012 году она с целью обеспечения ТЭЦ топливом нарастила активы в добыче газа и вошла в число крупнейших победителей государственных тендеров по продаже угля. Следующими приобретениями группы Ostchem обещают стать Одесская ТЭЦ, которая снабжает теплом весьма интересующий Фирташа государственный Одесский припортовый завод, а также Северодонецкая ТЭЦ, которая снабжает местный «Азот» (водяной пар наряду с природным газом является наиболее затратным сырьем для производства азотных удобрений).
В то время как тепловая энергетика выглядит стартовым проектом Фирташа, в другом связанном с этой отраслью секторе, региональном газораспределении, компании его группы в 2012 году сыграли завершающий монопольный аккорд. И без того контролируя до 70% всех облгазов, структуры Group DF практически без конкуренции приобрели госпакеты акций 16 газораспределительных компаний в ряде регионов. Самой дорогой стала покупка в Луганске, где 26% акций местного облгаза обошлись группе в 81,4 млн. грн., и Днепропетровске, где на аналогичный пакет ушло 58,6 млн. грн.
В Ивано-Франковске, Запорожье, Севастополе и Сумах за аналогичные пакеты государственных акций Фирташ заплатил от четырех до 33 миллионов гривен.
Очевидная дешевизна покупок объясняется тем, что формально облгазы не владеют газопроводами низкого давления, а работают на них по условиям аренды или совместной деятельности, заключенным с государственными компаниями. Менеджмент последних укомплектован либо лояльными к группе Фирташа назначенцами, либо вообще бывшими сотрудниками его холдинга GDF. Поэтому приватизация облгазов в отличие от провалов в нефтехимии стала для этого инвестора в 2012 году сплошным нескрываемым удовольствием.
Скелеты в шкафу Фирташа
Основатель Group DF, равно как и Ринат Ахметов, ищет альтернативные источники поставок газа уже давно. В отличие от своего донецкого коллеги химический магнат выглядит успешнее. Так, в прошлом году Кабмин разрешил растаможивать импортный газ не только НАК «Нафтогаз Украины», но и химическим предприятиям, подавляющее большинство которых (северодонецкий и черкасский «Азоты», «РовноАзот» и концерн «Стирол») контролируются Group DF. Это позволило Фирташу сократить затраты на оплату услуг «Нафтогаза». Но она никак не решила главную проблему этого бизнесмена — монопольную зависимость подконтрольных ему предприятий от российского голубого топлива.
С одной стороны, многие в Украине считают Дмитрия Васильевича ставленником Кремля. Во всяком случае, на такие мысли наталкивает тот факт, что скупка химических активов проводилась им за счет кредитов российских банков. С другой стороны, Фирташ явно пытается стать самостоятельным игроком, и пока газ — главное препятствие на этом пути. Украинские чиновники, симпатизирующие черновицкому олигарху, уже второй год пытаются расширить круг источников поступления газа в Украину. Один из основных вариантов — строительство терминала по приему природного сжиженного газа (СПГ-терминал) мощностью до 10 млрд. м3/год на черноморском побережье. Благодаря этому Украина сможет наладить прием азербайджанского газа, о чем Президент Виктор Янукович договорился со своим коллегой Ильхамом Алиевым еще весной прошлого года. Но эти планы до сих пор остаются на бумаге. Видимо, для верхов дружба с Россией намного важнее, чем интересы Фирташа.
В такой ситуации собственник Group DF оказывается перед довольно сложным выбором. Либо любой ценой вернуть доверие Москвы — тогда ни подорожание российского голубого топлива, ни обусловленное этим снижение рентабельности химического бизнеса ему не грозит. Но велика вероятность, что россияне рано или поздно потребуют свою долю в купленных за их деньги заводах. Либо попытаться стать самостоятельным олигархом. Но тогда очень может быть, что ни Одесский припортовый завод, ни привлекательные НПЗ Фирташу не достанутся. И его химическую империю постигнет судьба им же поглощенных «Азотов».
Виктор Попов в содружестве с ПР
Основатель межотраслевого концерна «Содружество» Виктор Попов долгие годы был известен в первую очередь в качестве хозяина трех рядовых газораспределительных компаний — «Кременчуггаз», «Гадячгаз» и «Херсонгаз». По региональным меркам эти предприятия считаются довольно крупными, поскольку их доходы измеряются десятками миллионов гривен. Но оперирование такими цифрами никак не уберегало Попова от риска быть поглощенным главным газовым магнатом Украины Дмитрием Фирташем.
Вопреки ожиданиям текущий год стал для Виктора Григорьевича периодом развития. Так, в августе 2012 года ООО «Группа компаний «Содружество», входящее в одноименный концерн, выкупило у государства 20,8% акций «Херсонгаза». Еще спустя пару недель это же ООО стало хозяином 26% акций «Кременчуггаза». На этом победная поступь Виктора Попова не окончилась: он смог сохранить контроль над вышеупомянутым «Гадячгазом», отказавшись участвовать в конкурсе по приватизации акций этой компании, после того как выяснилось, что других претендентов на участие в конкурсе ФГИ на это предприятие нет.
Отсутствие спроса на ценные бумаги «Гадячгаза», равно как и победа «Содружества» на конкурсах по приватизации «Херсон-» и «Кременчуггаза» имеют логическое объяснение. Дело в том, что хозяин «Содружества» обладает весьма влиятельными связями в Партии регионов, которые не только уберегли его бизнес, а и дали возможность ему развиться. Ярким подтверждением тому служит согласие представителей Виктора Попова разыграть конкурс ФГИУ по продаже 26% акций «Полтавагаза», состоявшийся в августе этого года. Благодаря этому собственником пакета стала близкая к народному депутату ПР Алексею Лелюку харьковская компания «Финэкс-Украина», которой он достался по стартовой цене — за 20,3 млн. грн.
Источник: Агентство INFOLine
Ссылка на оригинал

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Побольше бы таких людей на Украине как Попов .У нас уже давно бы был коммунизм подобно шведскому а то еще и по круче.

Отправить комментарий

Саша Тополь +7(959)245-11-24 - удобрения, СЗР, семена